В российской (и не только) школе водится обращение со стороны учеников к учителям на "Вы" (часто вне зависимости от возраста). При этом сами учителя легко и просто "ТЫкают" (и не надо говорить об исключениях - общей картины это не исправляет!). Но если ученик попробует перейти на "ты" взаимно, то сможет запросто получить в ответ кучу негатива, а то и неприятных последствий вплоть до вызова родителей в школу и попыток исключения, не говоря о занижении оценок, что незаконно. В любом случае, в подавляющем большинстве ситуаций на него/неё будут сильно давить, разрушая его/её ментальное благополучие.
В данной статье мы рассмотрим, почему общению в школе давно пора перестраиваться на равноправные рельсы...
https://donday.ru/uploads/posts/2020-05/1589784872_fonstola_ru-172442_tnq0q1.jpg
1) Прежде всего, и это надо научиться понимать, "ВЫканье" не приводит к большему уважению-почтению, тем более оно является симптомом полной противоположности таким необходимым качествам в социальном взаимодействии, как теплота и дружба. В жизни практически каждого человека существуют люди, которых мы любим, ценим, уважаем и даже чтим, но смело называем на "ты", и от этого не исчезает наше желание слушать и внимать. Не обесцениваются мудрые наставления отца, не становятся менее интересными уроки компьютерного моделирования от программиста Васи. Да и бабушкины сказки на ночь не оказываются менее желанными...
Задай себе вопрос: "Слушаются ли учи́теля на уроке внимательнее и радостнее, чем того же самого ведущего кружка моделирования?" Каждый, кто учился или учил, знает - в основном, нет. Наоборот, чаще всего на уроке сидят вымученно, ожидая звонка, а задания выполняют через "не хочу". А то и вовсе не выполняют, а занимаются очковтирательством! (Наш Форум против очковтирательства!)
Случаи, когда учебные требования преподавателя игнорируются (причём, в открытую) нередки, особенно в последнее время. Очень многих учителей просто боятся, а не уважают, хотя исправно, изо дня в день обращаются к ним на "Вы". Мало того, в Интернете есть видеоролики, где ученик дерётся с учителем, но продолжает "ВЫкать". Так, может, "ВЫканье" наоборот вредно для образовательного процесса? Приглашаю подумать над этим...
https://www.belnovosti.by/sites/default/files/2019-11/draka_1.jpg
2) Школа - микромодель общения и поведения человека в дальнейшем мире взрослых. Именно здесь он учится, как держать себя с другом, коллегой... начальником, подчинённым! И здесь мы переходим к интересной закономерности: в школе ученик подсознательно составляет модель общения с руководителем на примере учителя. А сам примеряет на себя роль подчинённого. Плохого в этом ничего самого по себе нет, однако давайте рассмотрим следующий поворот событий:
Иногда во взрослой жизни наблюдается положение, когда на работе начальник - ровесник подчинённого, а то и младше, но при этом подчинённый зовёт начальника на "Вы", а тот его в ответ на "ты". Мы считаем, что это нарушает всякую гармонию и уважение. Это отсылает нас ко временам феодализма и сословного общества. Это не то, чего хотелось бы видеть в 21-ом веке.
Теперь подумайте, ГДЕ начальник научился требовать от сотрудника неравного "ВЫканья"? А сотрудник послушно соглашаться на возмутительную ситуацию? Разве не в школе? И одно дело, когда учительница средних лет и старше (в этом случае ребята приучаются "ВЫкать" в зависимости от возраста, что не так уж и плохо и вполне допустимо), а другое - когда ей 23 года... Здесь ребёнок начинает считать, что обращение должно зависеть от должности! А это неприятно. Человек - это личность, а не набор должностных инструкций.
(А потом этот парень пойдёт в армию, получит звание выше рядового и станет требовать "Вы" от рядовых-ровесников, в ответ "ТЫкая". И вот тогда начинается ад в психологическом смысле слова.)

3) Атмосфера в классе на уроке часто напряжённая. Страх и желание, чтобы тебя не заметили и не опросили, и не отругали за что-нибудь, всеобъемлющ. Мы считаем, что постоянный гнёт не может никак способствовать усвоению нового материала, приобщению к мировой научной и художественной культуре, формированию гражданина.
Разумеется, меры по разрядке школьной обстановки должны быть комплексными, и рассматривать их можно и нужно в отдельном исследовании. Но то, что явно сможет разрядить психологическую атмосферу, - всеобщий переход на единую форму обращения - на "ты". Подсознательно "ТЫканье" ассоциируется с домашним уютом. Либо, как было сказано выше, с каким-нибудь тесным кружком по интересам, где закладываются более глубокие и желанные знания, чем в будничной школе.
Психология общения очень важна, особенно в период становления личности. И если дать человеку (ученику) понять, что к нему здесь относятся не как к винтику системы, причём подчинённому, а как к полноправному субъекту отношений, к другу, и кругом него нет царей и господ, а только личности (пусть и более опытные, должные передавать ему бесценные сведения о жизни) - это проявит в нём/ней чувство большей ответственности, пробудит ярче любовь к свободе и Родине.

4) Если вы ещё сомневаетесь, что "ТЫканье" в школе возможно, приглашаю познакомиться с международным опытом. Скандинавия, Италия, Израиль, ряд испано- и португалоязычных стран, а также великий и могучий дракон Китай с некоторых пор почти полностью перешли на "ты" (на аналог "ты" в их языках), исключая разве что какие-то совсем уж официозные бумаги, правительственные речи да высокую поэзию или исторические произведения. При этом, например, Финляндия обладает лучшей в мире (!) системой школьного образования. В государственных - не частных - учреждениях! Просто посмотрите, в какой приятной атмосфере проходят у них занятия. Из таких ребятишек получаются заинтересованные люди, любители выбранной профессии. Это огромный плюс как для учеников, так и педагогов, так и государства. Всегда приятно работать и учиться там, где тебя любят и стремятся добиться, чтобы у тебя было хорошее настроение и стимулы.

5) Для учителя нет ничего унизительного и зазорного в том, чтобы его называли на "ты" ученики. Наверняка, у большинства из вас, преподаватели, есть дети, племянники, младшие братья/сёстры, а то и друзья-соседи, которые к вам на "ты", даже если вы старше их на десять и более лет. И что, вас это сильно смущает? Скорее, ты это воспринимаешь, как должное. И учишь, и направляешь безо всяких препятствий. А ведь в нашей школьной культуре очень часто упоминается и даже насаждается, что учитель - это вторая мать/отец, старший товарищ и друг (и правильно - так и должно быть!). Откуда же тогда средневековые обращения? Почему дела разнятся с утверждениями?
Если затронуть тему репетиторства, то часто высококлассные специалисты, организуя частные занятия, просят называть их именно на "ты", при этом замечательно подготавливая к ЕГЭ и другим сложным экзаменам. Некоторые руководители в сфере, например, IT, обладающие запредельными знаниями в своих областях, всегда предлагают с самой первой реплики знакомства называть их по имени без отчества вне зависимости от статуса собеседника. Так почему бы не взять пример с лучшего?

6) "Выканье" не оправдано фактически. Чисто технически, это просто множественное число, при помощи которого римские императоры возвышали себя над плебсом (будто сочетая в себе несколько личностей сразу), а после, благодаря экспансии в Европу, распространили свои привычки на весь западный мир. Но не нашей стране, пережившей Великую Октябрьскую Революцию, продолжать следовать мановениям царского скипетра. Обычаям, имеющим отношение только к идолопоклонству, а не искренним отношениям.

7) В условиях молодёжной среды, когда старшекласснику 16-18 лет, а молодому учителю 20-30, неравное общение (к ученику на "ты", к учителю на "Вы") смотрится весьма убого даже с эстетической точки зрения. Кажется, как будто лакей разговаривает с барином. Осталось только в ножки поклониться. Возникает мерзкое чувство инвалидности человеческого общества, неполноценности душ.
При этом что один, что другой принадлежат к единой социальной группе - молодёжь. Они пользуются одними и теми же мобильниками, планшетами, компьютерами... Носят практически одинаковую одежду: джинсы, футболки, ботинки... Обидно, друзья! Очень неприятно, товарищи, что мы дошли до такого лицемерия в сердцах, когда равноправие воспринимается как нарушение каких-то там важных традиций. И это наша всеобщая вина. Каждый из нас, соглашаясь "ВЫкать" или допускать "ВЫканье" в свой адрес, становится невольным противником социального прогресса! А ты, лично ты, соучастник общественной глупости?..
***
Но есть и утешительные известия. Если рассматривать процесс в динамике, то мы наблюдаем, как в последние годы всё больше и больше молодых учителей предлагают подопечным переходить на "ты" взаимно, даже в государственных школах. И, насколько нам известно, в основном не жалуются на результаты. Конечно, случаются и конфликты, и наглость со стороны учащихся - но мы верим, что всё преодолимо. Просто заниматься делом надо не "для галочки", а с осознанием своей сопричастности, своей ответственности за будущее русскоязычной цивилизации.

Рассмотрим подробнее возможные проблемы от введения "тыканья" и их решения

А) Ученики после разрешения "тыкать" начинают наглеть: прекращают отпрашиваться с урока, ходят по классу в учебное время, не выполняют задания учителя и т.п. Этому есть объективные причины.
К сожалению, наша массовая культура учит, что "ты" имеет некоторое отношение к хамству - например, в современных мультфильмах и сказках стремлением к "ты" наделяются отрицательные герои, а положительные, наоборот, те ещё "выкальщики" даже в кругу друзей. Безусловно, это формирует в сознании подрастающего поколения некоторые негативные НЕПРАВИЛЬНЫЕ ассоциации. Избавление от них - наша главная задача!
Решение) Ученик должен уяснить раз и навсегда - если мы соглашаемся, что "ВЫканье" не имеет отношения к уважению, то мы должны также принять, что "ТЫканье" не имеет отношения к НЕуважению, тем более хамству и невыполнению своих обязанностей. Это первое, что должен объяснить учитель перед тем, как попросить обращаться к нему/ней на "ты". Выражаясь более научно, привить ребёнку/подростку хотя бы азы культуры демократического общения (раз уж родители не привили).

Можно ещё выделить опасения молодых учителей, связанные с возможностью возникновения романтических чувств со стороны учеников. Дескать, "ТЫканье" будет стимулировать нездоровые влечения.
Это заблуждение: например, Сергей Есенин и Галина Бениславская общались исключительно на "Вы", но любовь у них там была, что надо! Так же, как и во многих лирических легендах про рыцарей и дам.
Так что вряд ли "ВЫканье" является предотвращением приставаний. Да и наглого подростка всегда можно приструнить более действенными путями, как бы сделала соседка Люська с приставучим пацаном Петькой. Выкать бы она что ли ему стала? ;)

Б) Учитель, решившийся на введение "ты", может столкнуться с проблемами со стороны родителей/администрации школы.
К великому сожалению, это правда. Система образования придерживается весьма косных традиций и обычаев, которые далеко не всегда оправданы.
Решение) Переубеждать массы - задача довольно сложная. Однако, можно просто заявить о своей личной позиции в духе: "Да, я понимаю, правила и всё такое, но у меня есть идеология, и она не позволяет принимать обращение на "Вы", я испытываю от этого невообразимые страдания. Моя эффективность как преподавателя гораздо выше, если я держусь с учениками на одной волне, если мы культивируем дружеские отношения". Перешла на другую работу - расскажи, как в "прошлой школе, где я преподавала" у ребят после их перехода на "ты" повысилась успеваемость, процент участия и побед в школьных конкурсах и олимпиадах.
Если у тебя ещё не было педагогического опыта, можешь рассказать о каком-нибудь кружке́, который ты вёл в студенческие годы; о клубе по интересам, общем проекте под твоим руководством... У большинства людей, особенно идущих работать в школу, обязательно найдётся вполне реальный опыт, когда во время учебного процесса вы общались на "ты", и горы от этого не переворачивались. Ну, или переворачивались в хорошем смысле.
Можешь и поведать о собственном опыте ученика. "Когда я училась, я тоже называла молодых учителей на "ты", и моя дисциплина от этого не снижалась - я серебряную медаль получила".
https://miridei.com/files/img/c/sucess-ideas/success-secrets/7-sovetov-kak-ne-konfliktovat-s-nachalstvom_rt.jpg
Родителям же можно объяснить, что у тебя инновационный метод взаимодействия, и что их ребёнок будет получать знания в более тёплой и уютной, практически семейной обстановке без стресса. Сошлись на свои знания психологии.
Не забудь предложить и им, и АДминистрации называть тебя на "ты". Разумеется, взаимно!
Все люди по природе стремятся к кооперации и, в конечном итоге, дружбе. Твоя задача - вызволить их потаённые чувства и заставить взглянуть на мир под другим углом.

А если проблемы зайдут дальше, и меня уволят?
Задай себе вопрос: "Нужна ли мне организация, где не могут согласиться даже с минимальным желанием работника? Где не хотят пойти на уступки даже в мелочи? И ценит ли меня в таком случае коллектив?" И ты быстро получишь ответ - ни коим образом!
Учитель, прежде всего, должен цениться на вес золота. Ты - представитель одной из самых уважаемых профессий в мире. Разумеется, если Ты учишь подрастающее поколение быть развитее, лучше, если успешно справляешься со своим призванием.
В нормальном обществе, в адекватном учебном заведении не должно возникать проблем с тем, что ты хочешь демократического общения с ребятами. Твоё желание должно учитываться в первую очередь, как святыня, как чувства верующего. В конце концов, класс учишь ты, а не директор Пал Палыч, и не тётка одного из мальчишек Настасья Петровна. Я думаю, она даже квадратный корень из 64 не извлечёт, правда ;)? А всё туда же, за традиции хватается...
И, в конце концов, на самом деле нет ни одного закона, который бы запрещал кому-то обращаться на "ты". Так что подобные запреты нелегитимны...
***
Собственно, это и есть две объективные проблемы. Всё остальное - лишь твои собственные догмы, комплексы и сомнения. Отбрось же их прочь и не бойся совершенствовать мир вокруг себя!

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2018/02/0009-768x432.jpg

Смарт-теги: воспитание, вежливость, культура, школа, обращение на Вы, счастье